StaffService

Главная Работодателям
Рекрутинг
Аутстаффинг
Отзывы клиентов
Соискателям
Калькулятор зарплат
Вакансии
Наша команда
Новости и публикации
Контакты
Лизинг персонала
Наши клиенты
Новости и публикацииПостотпускной синдром: как преодолеть трудности возвращения к трудовым будням
Наверняка каждый из нас помнит, как в школьные годы сложно было возвращаться с летних каникул к учебе. Утром невозможно заставить себя проснуться, затем одеться и выйти. А про концентрацию внимания и продуктивность нечего и говорить: мысли о прошедших каникулах заставляли нас мечтательно смотреть в окно и вспоминать волшебные моменты пролетевшего, как миг, лета. Эти чувства и ощущения знакомы и большинству взрослых, потому что приблизительно 35% сотрудников переживают их заново, вернувшись из отпуска. Психологи называют это состояние постотпускным синдромом.

Его основные симптомы: сонливость, рассеянность, невозможность сконцентрироваться на задаче, снижение мотивации и продуктивности труда, апатия, бессонница. Естественно, такое состояние работников грозит компании не лучшими результатами. Тем более, если учесть, что негативные эмоции, пессимизм и апатия распространяются в коллективах подобно вирусной инфекции: быстро и не щадя никого. Причем проявления синдрома наблюдаются как у рядовых сотрудников, так и у руководителей, как у трудоголиков, так и у отъявленных лентяев.

Причины возникновения такого состояния кроются в естественном процессе психологической и физиологической адаптации. Нашему организму и психике необходимо какое-то время для того, чтобы перестроиться с режима отдыха на режим активной деятельности. Этот период сугубо индивидуален: кто-то способен восстановиться за несколько дней, а кому-то на раскачку необходимы недели. Влияет и возраст — чем старше мы становимся, тем сложнее перестраиваться, и тем больше времени для этого требуется. Также замечено, что мужчины более подвержены развитию постотпускного синдрома, женщины же адаптируются быстрее и успешнее.

И если повлиять на такие причины возникновения постотпускного синдрома, как индивидуальные особенности, возраст и пол, не в наших силах, то другие факторы вполне поддаются коррекции. Это, в первую очередь, отношение к работе. Абсолютно естественно, что возвращаться на работу, где вас ждет череда обременительных и тяжелых обязанностей и где приходиться проводить время в окружении неприятных и недружелюбных коллег, во много раз сложнее, чем на работу, которую вы воспринимаете, как «дело своей жизни», где коллеги с нетерпением ждут вашего возвращения и вы ждете встречи с ними.

Именно по этой причине около 80% заявлений об увольнении ложатся на стол руководителей после отпуска. Для того чтобы минимизировать фактор «нелюбимой работы», необходимо проанализировать, что вам нравиться в вашей работе, а что вызывает чувство неудовлетворенности или раздражения. Также стоит помнить, что не будь у вас такой работы — вы не смогли бы позволить себе такой замечательный отпуск. Т. е. к работе возвращаться придется, если не в этой, так в другой компании.

Следующий фактор, вызывающий возникновение постотпускного синдрома, — неправильная организация отпуска: начиная от выбранного времени и заканчивая видом отдыха. Относительно времени, которое будет оптимальным для «правильного» отпуска и снизит риск возникновения постотпускного синдрома, все тоже индивидуально. Каждый из нас знает, сколько дней ему необходимо для того, чтобы полноценно отдохнуть. Но стоит отметить, что как слишком короткий, так и слишком продолжительный отпуск может спровоцировать трудности с возвращением к работе. Особенно «опасны» в этом отношении, так называемые туры выходного дня и week-end-ы в жарких странах. Как правило, они имеют очень плотный график, и вместо необходимого расслабления приводят к еще большему напряжению. А для того чтобы справиться с огромным объемом эмоций и впечатлений, полученных за 2–3 дня, переварить их, потребуется несколько недель, на протяжении которых войти в привычный ритм работы будет очень сложно. Так же опасен и слишком длительный отдых: он чрезмерно расслабляет и выбивает из колеи на долгое время. Оптимальная продолжительность отпуска — около 14 дней. За это время человек успевает достаточно отдохнуть, но не слишком расслабиться. Взрослому этого периода достаточно, чтобы пройти адаптацию к смене климатических условий.

Еще один совет относительно времени отдыха: не возвращайтесь из отпуска «с корабля на бал». Если вы оставите хотя бы один день (в идеале два) для того, чтобы разобрать чемоданы, отдохнуть после перелета и подготовиться к рабочим будням, процесс адаптации пройдет гораздо менее болезненно. Есть альтернативный вариант для тех, кому специфика работы не позволяет брать достаточно продолжительный отпуск: вернуться из отпуска ближе к завершению рабочей недели. Выйдя на работу, например, в четверг, вы сможете за два дня войти в курс событий, а за выходные систематизировать полученную информацию и спланировать свои дальнейшие действия.

Относительно выбора места и вида отдыха решающими, конечно же, будут личные предпочтения: кто-то весь год мечтает о двух неделях пассивного «ничегонеделанья» на пляже под пальмой, кто-то готовится покорить новые горные вершины, а кто-то отправляется за новыми впечатлениями в автобусный экскурсионный тур. Определить оптимальный для вас вид отдыха можете только вы сами и только методом проб и ошибок.

Следующий фактор, который ведет к возникновению постотпускного синдрома, — неправильная подготовка к отпуску. Как и любое важное мероприятие, отпуск требует тщательного планирования и подготовки. От этого зависит качество отдыха, и, соответственно, эффективность и продуктивность работы по возвращении.

Первый этап планирования — выбор места и времени. Далее рекомендуем перейти к составлению списка важных дел, которые необходимо завершить до отъезда: отдельно список для рабочих, отдельно для личных дел. Причем расставить дела лучше всего в порядке снижения приоритетности, т. е. первым будет самое важное, за ним менее важное и т. д. Для упрощения выстраивания списка можно использовать известную матрицу Эйзенхауэра, которая позволяет грамотно расставить приоритеты, а в дальнейшем — легко и быстро классифицировать новые задачи (приложение). Эти же рекомендации применимы и к личным делам, которые необходимо закончить к отпуску. Продумайте все до мелочей: кому поручить уход за котом или любимыми фиалками, что необходимо купить, какие документы оформить. Кстати, список важных дел можно составить прямо в квадратах матрицы, так будут лучше видны приоритеты. По ходу выполнения задач необходимо отмечать их в списке.

Все задачи рассматриваются по двум критериям: важность и срочность. Таким образом, получается четыре категории, которые и представляют собой приоритеты выполнения.
Квадрант А — срочные и важные задачи — это важные задачи, которые надо было выполнить «на вчера». Ими необходимо заняться в первую очередь, особенно перед отпуском. К ним относятся: разрешение кризисов, неотложные дела, проекты, у которых близятся сроки сдачи.
Квадрант Б — несрочные, но важные — это задачи, которые имеют высокую важность, но есть время подготовиться к их решению. Их необходимо планировать. В идеале, этот квадрант должен быть рабочим, т. к. только в случае отсутствия срочности можно качественно решить важную задачу. Сюда можно отнести: планирование новых проектов, оценку полученных результатов, превентивные мероприятия, налаживание отношений, определение новых перспектив и альтернативных проектов.
Квадрант В — срочные, но неважные — это задачи, важность которых невысока, но уже поджимают сроки. Их необходимо выполнить и больше не допускать срочности. И они обязательны для выполнения перед отпуском, если не хотите, чтобы во время заслуженного отдыха тревожили телефонными звонками из офиса. К таким делам относятся: некоторые телефонные звонки, совещания, рассмотрение неотложных материалов, общественная деятельность.
Квадрант Г — несрочные и неважные — это задачи-мусор, поглотители времени. От них необходимо избавляться! В этом квадранте находятся самые приятные дела, т. к. высокой важностью (а значит и ответственностью) они не обладают, да и выполнять их можно не спеша. К ним относятся: рутинная работа, некоторые письма и звонки — «пожиратели» времени.

Относительно предотпускного «подтягивания хвостов»: лучше, если позволяет время, не откладывать неприятные и сложные дела на последние дни — это добавит свободного времени на приятные хлопоты, связанные с предстоящим путешествием и позволит эмоционально подготовиться к отдыху. В то же время, специалисты рекомендуют заблаговременно подготовить себе поле для благоприятного возвращения на работу. «Набрасываться грудью на амбразуру» по возвращении из отпуска не рекомендуется. В первые дни можно заняться несрочными и неважными делами. Таким образом вы облегчите свою адаптацию к работе и не сорвете выполнение важных задач.

В последний рабочий день необходимо не забыть о трех важных делах:
— первое — предупредить своих коллег, клиентов и партнеров о том, что «к их сожалению, вашему счастью, с… до… вы в отпуске и на время вашего отсутствия со всеми вопросами можно обращаться к…». Подобный текст можно установить автоответом на все полученные электронные письма. Только не забудьте снять автоответ после возвращения к работе;
— второе — в случае, если на время вашего отсутствия кто-то из коллег будет выполнять ваши обязанности, необходимо подготовить для него (них) подробные письменные инструкции: «Что делать, если…?». Постарайтесь как можно более подробно, скрупулезно и просто описать возможные варианты развития событий и действия, которые необходимо предпринимать в том или ином случае;
— третье — попрощаться со своими коллегами, угостить их чем-то вкусным. Этот ритуал поможет вам ощутить завершение периода работы и перейти в период отпуска.
От того, насколько качественно и гармонично вы проведете отпуск, напрямую зависит вероятность возникновения постотпускного синдрома. Основной принцип гармоничного отдыха — «ненасилие». Не заставляйте себя целыми днями лежать на пляже под палящим солнцем, если это не приносит вам удовольствия. Не пытайтесь, забыв про сон и отдых, из последних сил посещать все возможные экскурсии. В общем, проводите отпуск так, как комфортно только вам.

И все же основные трудности ожидают нас в первый день выхода на работу. Поэтому основные меры профилактики постотпускного синдрома предпринимать необходимо тоже в самом начале. Для этого существуют правила первого дня:
— по пути в офис вспомните все хорошее, что дает вам именно эта работа;
— оставьте дома свои лучшие отпускные фотографии в рамочках из ракушек — возьмите лучше ту, где гендиректор вручает вам премию за самое креативное решение или букет роз 8 Марта;
— распланируйте этот день до мелочей по минутам;
— выделите немалое количество этих минут на… отдых: в конце каждого часа делайте десятиминутную передышку;
— не оставайтесь во время перерыва в рабочем кресле! Обязательно выходите на улицу и бодрым шагом маршируйте по свежему воздуху;
— очень хочется поделиться впечатлениями об отпуске? Да и некоторые особенно любознательные товарищи просто проходу не дают: расскажи, да расскажи… Пробуем сохранить интригу — обещаем все обязательно рассказать в обеденный перерыв;
— не включайте ICQ и Skype, если этого не требует работа: стоит знакомым увидеть вас онлайн, забросают вопросами, так что работать уже будет некогда… Переносим свое «явление народу» на второй день работы.

Все перечисленные выше меры касались скорее профилактики постотпускного синдрома. Но если, несмотря на все усилия, вы все же ощущаете огромное нежелание, а порой просто невозможность вернуться к работе, то пора переходить к решительным мерам. Медики рекомендуют в таком случае естественные антидепрессанты: бананы, горький шоколад, апельсины, морскую рыбу. Также полезны солнечные и солевые ванны, умеренная физическая активность (например, утренняя зарядка или пробежки), для женщин — шоппинг.

Стоит уделить особое внимание поведению руководителей в период возвращения сотрудников из отпусков. Как правило, руководители компаний, департаментов обладают высоким уровнем самомотивации, всегда возвращаются к работе с огромным удовольствием, не любят (или не могут) долго отдыхать. Послеотпускные страдания подчиненных кажутся им банальной ленью и единственно возможной стратегией в этом случае они выбирают принуждение и выговоры. Хотя гораздо лучше дать сотрудникам достаточно времени на адаптацию, не загружать срочными и сложными заданиями. Если в отпуск уходили всем коллективом, можно по возвращении организовать корпоративную вылазку на природу или командообразующий тренинг. Такие мероприятия позволят сотрудникам обменяться впечатлениями о прошедшем отпуске в неформальной обстановке, вспомнить, как хорошо они умеют вместе отдыхать и работать, и подготовиться к трудовым будням.

Ольга ШАповаленко
Кадровик Украины, Август 2009
Вакансии

HR-менеджер (Киев)
Наш клиент, компания которая занимается розничной продажей холодильного, технологического и торгового оборудования, открывает конкурс на вакансию HR-менеджер (е…

Стилист-консультант (Киев)
Работодатель: В мультибрендовом бутике женской обуви и одежды в (ТЦ Мануфактура) открыта вакансия продавца-консультанта. Основные задачи: опыт работы в про…
Все вакансии
МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов Rambler's Top100

Наш адрес: Киев, ул. Щекавицкая 30/39, офис 17, тел. (044) 207-70-76